Методические рекомендации молодому специалисту
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.) Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.
Всё о домашнем задании
Виды домашних заданий
I. К урокам изучения нового материала
Заучивание материала учебника и его пересказ;
Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;
Сбор материалов из дополнительных источников;
II. К урокам обобщения
Ответы на специально поставленные вопросы учителя;
Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;
Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;
Выделение в тексте основного и второстепенного материала;
Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;
Подборка дополнительного материала по теме;
III. К урокам обучения применять знания
Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );
Решение задач, аналогичных классным;
Решение задач нестандартных;
Решение задач с меж предметными связями;
Самостоятельное составление задач;
Самостоятельное изучение несложного материала;
Работа над ошибками;
IV. К урокам контроля и проверки знаний
Письменные ответы на вопросы;
Домашняя контрольная работа;
Решение нестандартных задач;
Способы задачи домашнего задания
- Выполнить Д. З. по заданному образцу. На карточке - решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику).
- Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.
- Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.
- Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …).
- Карточки для слабых учащихся: с пропусками, которые нужно заполнить; с ошибками, которые нужно исправить; с неоконченными решениями.
Способы проверки домашнего задания
1. У доски ученик решил домашний пример
фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.
на доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)
2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся
выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;
аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.
3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.
4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.