Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 10 человек

Функциональная грамотность

Дата: 5 сентября 2024 в 18:55, Обновлено 5 сентября 2024 в 18:58

Современного человека характеризует не только получение базовых знаний, но и способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Основополагающим таким навыком для успешной социализации и адаптации личности в быстро меняющемся мире становится функциональная грамотность.

В научно-исследовательском центре Академии образования специалисты разработали учебно-методические комплексы факультативных занятий, которые направлены на открытие новых возможностей для самовыражения и реализации молодежи.

В учебно-методические комплексы включены: учебная программа факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся с необходимыми для работы текстами, а также рекомендации для учителя. В их основе – педагогическая навигация грамотного сопровождения и управления образовательным процессом.  

Содержание каждого из материалов обращено к отдельному виду функциональной грамотности – читательской, математической, естественно-научной, художественно-эстетической. Главное условие организации процесса ее формирования – проектная деятельность. Благодаря ей учащиеся могут получить новые интегративные знания и показать их в специально организованных педагогических условиях.

Естественнонаучная грамотность может развиваться на факультативных занятиях «Правила жизни в мире веществ» (VII–XI классы). При выполнении проекта «Вещества и химические явления вокруг нас» школьники приобретут навыки безопасного обращения в повседневной жизни, а при реализации проекта «Энергетический кризис: мифы и реальность» по-новому посмотрят на энергетические и экологические проблемы современного общества и риски.

Новый ракурс использования информации предлагается на факультативных занятиях «Открой МИР заново» (VI–VIII классы). Ребята узнают, как находить и извлекать информацию для решения проблемных ситуаций. Например, при создании маршрута по просторам родного края в рамках выполнения проекта «Google Планета Земля: виртуальное путешествие по интереснейшим местам нашей планеты».

Не менее важной представляется финансовая грамотность, отвечающая потребностям подрастающего поколения в планировании и осуществлении деятельности, связанной с денежными операциями. Своеобразная «репетиция» финансовой активности предлагается во время выполнения проекта «Валюты. Курсы валют. Обмен валют» на факультативных занятиях «Анализируем. Планируем. Управляем» (IХ класс).

В свою очередь широкий круг актуальных социокультурных проблем затрагивает факультатив «Что мы оставляем потомкам? (истоки глобальных проблем человечества)». Он ориентирован на формирование глобальной грамотности. Такие темы занятий, как: «Экологические проблемы в прошлом и настоящем»; «Человечество перед лицом смертельных болезней», а также проекты по утилизации бытовых отходов предполагают применение знаний социального, экологического, технологического, здоровьесберегающего характера. Все, что так необходимо для сохранения окружающей среды.

Не менее значим в характеристике современного человека и уровень его медиаграмотности. Процесс создания учащимися своего продукта – информационных буклетов, социальных роликов, подкастов – оптимальный способ ее формирования. Такая возможность предоставляется на факультативных занятиях «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов» (VIII–IX классы).

Для учащихся начальной школы разработана серия факультативных занятий «Когда учиться легко». Она включает учебно-методические комплексы «В мире знания и познания» (развитие личностных качеств, связанных с мышлением, коммуникацией, самопознанием), «В мире информационной безопасности» (усвоение правил информационно-психологической безопасности и защиты в рамках разноплановой информационной деятельности – телевидение, кинематограф, интернет), «В мире финансов» (приобретение первоначального опыта решения задач с финансовым содержанием, грамотного финансового поведения, развитие ответственного отношения к деньгам). В процессе формирования коммуникативной, информационной и финансовой грамотности учащиеся начальных классов осваивают знания, модели поведения, учатся их оценивать и обосновывать, видеть различные, в том числе альтернативные способы решения ситуаций.

Повышенный интерес вызывают факультативы по иностранным языкам. Так, игровой проект «Искусство иноязычного общения» в рамках занятия «Культура иноязычного речевого общения (английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки)» (VIII–IХ классы) включает условия, предполагающие вербальное и невербальное общение. В рамках «Культуры публичного выступления» педагоги готовы помочь учащимся сформировать навыки публичной речи.

Социальный аспект функциональной грамотности (ориентация на духовно-нравственные, социально-гражданские и патриотические ценности) широко задействован на факультативных занятиях «Шчаслівы беларусам звацца» (V–IХ классы), разработанных исключительно на национальном материале. Краткосрочные проекты факультатива включают создание паспорта или карты исторического строения местности, фотоальбома с национальной одеждой, энциклопедии «Местные детские игры и развлечения», кулинарной книги «Местные блюда», музыкально-театрального спектакля «Местный обряд», экскурсионного маршрута «По местным достопримечательностям», очерка (заметки) в «Краязнаўчую газету», рекламного стенда «Предприятия региона». При реализации проектов школьники познакомятся со знаковыми местами Беларуси, узнают рецепты, которые отражают уклад жизни, культуру и традиции местного населения.

Особое место среди разработанных факультативных занятий занимает инклюзивное направление. Факультатив «Познаю окружающий мир. Слышу, вижу, создаю» (I–II классы) поможет учащимся с особенностями психофизического развития освоить на практике новые оттенки цвета и света, пространства и формы, вкуса и запаха. В «Школе добрословия» в рамках проектов «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Популярность имен в моей школе», «Комплимент в речи современных школьников» ученики получат навыки общения. Для ребят постарше предлагаются факультативные занятия «Учусь жить в современном мире. Школа безопасности» (VII класс), «Социализируюсь в современном мире. Мои права и обязанности» (IX–X класс) и «Социализируюсь в современном мире. Экономика в действии» (XI класс). Станут простыми и понятными сложные для освоения темы: «Зачем нужны эмоции и что с ними делать?»; «Личная и социальная ответственность»; «Бюджет моей семьи, или Деньги любят счет» на основе предлагаемых информационных памяток, планов-проспектов, последовательных алгоритмов, заданий со ссылками.

На формирование у учащихся универсальных составляющих функциональной грамотности в процессе воспитания направлены факультативные занятия «Лестница к успеху» (V–IX классы). Модули «Только вперед!» и «Вверх по лестнице» способствуют формированию у ребят жизненных целей, планирования, волевой решимости. Модуль «Шаги к успеху» ориентирован на развитие качеств гражданина и патриота, уважения к государственным символам своей страны, модуль «Я, ты, мы – команда» – на командное взаимодействие, модуль «Инфо-компас» - на самостоятельную информационно-познавательную деятельность. Модуль «Арт-маршрут» направлен на усвоение сведений о художественных ценностях национального наследия, модуль «Семья и Я» – на формирование традиционных семейных ценностей. Каждый модуль завершается оригинальным проектом. Например, в рамках «Арт-маршрута» предлагается проект «Путешествие по Беларуси». Его участники смогут разработать виртуальные туры по всей стране.

Включение новых факультативных занятий в образовательный процесс – перспективная педагогическая инвестиция в будущее подрастающего поколения и наше общество. Усвоение дисциплин поможет белорусским школьникам  и педагогам совершенствоваться и достичь профессионального саморазвития в современном мире.

Пресс-центр Министерства образования.

Особенности формирования функциональной грамотности на II и III ступенях общего среднего образования.

На II и III ступенях общего среднего образования предлагают постепенное увеличение объема знаний и сложности анализа информации. С учащимися можно поговорить о серьезных глобальных проблемах, причинах мировых войн и социального неравенства. Результаты также оценивают по более строгим критериям.

Задания даются на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей. Хорошие результаты демонстрируют самостоятельные и групповые исследовательские работы, проектная деятельность по естественно-научным и социологическим направлениям.

Для развития критического мышления на II и III ступенях общего среднего образования анализируют информацию и учатся определять фейки и вирусный контент. Усложняются задания и по финансовой грамотности. Ребятам можно предложить выстроить свою финансовую пирамиду и рассчитать сроки ее существования.

Формирование функциональной грамотности учащихся — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Владение фyнкционaльной гpaмотностью сeгодня - этo не просто норма, но и требование времени. Как рaзвить навыки фyнкциональной грaмотности?Главная роль здесь отводится учителю. Есть пять спoсобов стaновления и совершенствования фyнкциональной гpaмотности:

1. Мыcлить кpитично: стaвить под сoмнение факты, обрaщать внимaние на конкpетность цифp, суждений, идeй.

2. Рaзвивать кoммуникативные нaвыки: фoрмулировать глaвную мысль, рaccматривать прoблему, задaчу с учетом рaзных позиций — своей, слушателя, автора. Не бoяться выступать перед пyбликой на семинарах педагогичеcкого сooбщества рaзного yровня, дeлиться свoими идеями и выносить их на обсyждение.

3. Учaствовать в кoнференциях, форyмах, дискуссиях, вебинарах, в конкурсах профессиoнального мастерства.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Кaк можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.

5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста, План работы над темой по самообразованию): ставить перед собой профеccиональные цели и зaдачи, разрабатывать поэтапный план, искaть нестандaртные решeния, анализировать дaнные, делaть вывoды»

Функциoнальная грaмотность помoгает людям использовать запас имеющейся информaции, применять еe на практике и рeшать сложные жизненныe задaчи. Она основывается на реальной грамотности людeй и ширoте их знaний о мире, помогает мыcлить незaвисимо и делать собственные вывoды обо всем, что происхoдит вoкруг.

Формирование функциональной грамотности обучающихся в области «Коммуникация на государственных языках (белорусский язык, русский язык)» в системе языкового и литературного образования

 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.