Структура современного урока
ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
-
организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
-
проверка домашнего задания;
-
проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
-
постановка цели занятия перед учащимися;
-
организация восприятия и осмысления новой информации;
-
первичная проверка понимания;
-
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
-
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
-
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
-
контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
-
домашнее задание к следующему уроку;
-
подведение итогов урока.
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; |
|
указание на то, что учащиеся должны запомнить; |
|
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; |
|
сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); |
|
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; |
|
контроль результатов первичного запоминания; |
|
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; |
|
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; |
|
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. |
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы; |
|
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; |
|
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; |
|
проверка выполнения работ; |
|
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; |
|
задание на дом (если это необходимо). |
Структура урока формирования умений и навыков:
постановка цели урока; |
|
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; |
|
проведение проверочных упражнений; |
|
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; |
|
упражнения на их освоение; |
|
упражнения на их закрепление; |
|
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; |
|
упражнения на перенос в сходную ситуацию; |
|
упражнения творческого характера; |
|
итог урока; |
|
задание на дом. |
Структура урока повторения:
организация начала урока; |
|
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; |
|
проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; |
|
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; |
|
задание на дом. |
Структура урока проверки знаний:
организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; |
|
постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; |
|
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. |
|
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); |
|
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. |
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся); |
|
сообщение темы урока и его задач; |
|
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; |
|
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; |
|
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; |
|
творческое применение знаний и умений; |
|
упражнение по отработке навыков; |
|
домашнее задание; |
|
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. |
Структура урока обобщения и повторения:
организационный момент; |
|
вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; |
|
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; |
|
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); |
|
формулирование выводов по изученному материалу; |
|
оценка результатов урока; |
|
подведение итогов; |
|
задание на дом (не всегда). |
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
организация начала урока; |
|
проверка домашнего задания, постановка цели урока; |
|
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; |
|
изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; |
|
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; |
|
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; |
|
подведение итогов и результатов урока; |
|
задание на дом; |
|
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). |
Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
рассказ обзорного типа по всей теме; |
|
урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений |
|
урок - практическая работа; |
|
урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; |
|
заключительный опрос по теоретическому материалу; |
|
решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. |
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
уроки теоретического разбора материала учителем; |
|
уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; |
|
уроки-семинары; |
|
уроки-практикумы; |
|
уроки контроля и оценки. |
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
урок-лекция по всей теме; |
|
уроки-решения ключевых задач; |
|
урок-консультация; |
|
урок-зачет |